09.11.17

Вначале был… лапоть

«Ведомости» продолжают знакомить читателей с музеями Новосибирской области — на этот раз мы отправились в Чулым, Чаны и Октябрьский район Новосибирска.

Лапоть, найденный более 20 лет назад в Старом Чулыме, стал первым экспонатом историко-краеведческого музея Чулымской средней школы №1.


Как вспоминает создатель музея, заслуженный учитель РФ Светлана Заика, его обнаружили в слое глины, когда копали огород.


— Когда привели в порядок, увидели, что обувь ношеная, — говорит она. — Время носки мы определили как середину-конец XIX века. Кстати, на многих старинных фото люди в лаптях, это является подтверждением того, что чулымцы пользовались такой обувью. И носили её не только летом, но и зимой, надевая их на анучи, тонкие войлочные чулки. Спустя некоторое время среди экспонатов нечаянно обнаружился инструмент для плетения лаптей — кочедык, в виде плоского изогнутого шила. Нам на него указал посетитель Гаврила Максимович Волков, он в молодости жил в Марий Эл и там с отцом плёл лапти.


Среди экспонатов музея — настоящая сельница с топориком XIX века, в которой рубили табак, мясо, капусту. Револьвер времён Гражданской войны, американская гильза 1919 года. И кусок старинного рельса с клеймом «К. З. КН БЪЛОСЕЛЬСКАГО IV М-ЦА 1894 г.» — разъезд Чулымский начали строить в 1893 году.


Светлана Заика показывает ещё один экспонат в единственном экземпляре — рукописную карту Чулымского и Ужанихинского районов по переписи 1926 года. Ужанихинский район был ликвидирован спустя десять лет — в 1926 году.


— За основу взяли обычную карту масштаба 1 см: 2 км, распечатали на листы А3, соединили их, — раскрывает технологию изготовления похожего на типографский экземпляра Светлана Заика. — Потом уже наносили названия населённых пунктов, время их образования. У нас ещё есть рукописная карта колхозов 1939 года. Я по образованию географ — наверное, поэтому такая тяга к составлению карт.


Она уточняет, что на карте есть некоторые погрешности. Северная часть прежде относилась к Каргатскому району. С той поры много изменилось. Население — больше 70 тыс. человек — уменьшилось до 23 тыс. Сказались раскулачивание, укрепление колхозов, война — из Чулымского района на фронт ушли 8 тысяч человек, домой вернулись вдвое меньше. А из 284 населённых пунктов осталось только 47.

Спас комсомольский билет


7 ноября Чановскому краеведческому музею исполнилось 30 лет.
За три десятилетия музей накопил более 5 тысяч экспонатов. Директор музея Татьяна Кяреск показывает нам самые-самые. Библию на эстонском языке 1900 года выпуска музею передала семья переселенцев, в Сибирь они прибыли в начале прошлого века, осели в деревне Оравка. Там и сегодня живут эстонские семьи. Старожилу Тайзе Петровне Лейман 101 год. Бабушка читает книги и вяжет без очков. И, кстати, такая же старинная библия есть в их семье.


С комсомольским билетом фронтовика Василия Ивановича Карагодина связана не менее интересная история. Василий Иванович был призван Чановским РВК в сентябре 1939 года. Храбро воевал. Однажды, отправившись с сослуживцами в разведку, столкнулся с немцами. Завязался бой. Карагодин был ранен в грудь. На память о том событии — пробитый пулей комсомольский билет, который и спас ему жизнь.
С темой войны связан ещё один интересный экспонат — немецкий аккордеон. Его из Германии привёз Алексей Тихонович Несов.


— Александр Тихонович любил играть на гармошке и баяне, и когда после взятия Берлина шёл по городу, то услышал весёлую мелодию — на аккордеоне играл немец, — рассказывает Татьяна Кяреск. — Очень уж бойцу захотелось иметь этот инструмент, и он его купил. Так как инструмент вывозить было нельзя, обратился за помощью к командованию. Там дали справку, что рядовой Несов награждён аккордеоном. Эта справка тоже хранится у нас в музее. Вернувшись в Чановский район, Алексей Тихонович ещё долго играл на инструменте, веселил соседей, друзей и родных.

Артиллерист? Проезжай!


Потрёпанную сумку переселенца в семье Безрядиных хранили более ста лет.


С этой сумкой ходока в 70-х годах ХIХ века пришёл в Сибирь из Тамбовской губернии прадед дарителя — Матвей Безрядин, рассказывает хранитель фонда Музея истории и развития Октябрьского района Лариса Гордеева.


— Двигались переселенцы гужевым Московским трактом, — продолжает она. — Остановились, не доходя трёх километров до устья реки Тарка, в селе Щербаки нынешнего Усть-Таркского района. Сумка, как память о предках, передавалась в семье из поколения в поколения. Сначала она была у сына Матвея Аникана, потом у внука Василия, участника Великой Отечественной войны, партработника, редактора газеты «Молодость Сибири». А потом уже хранителем семейной реликвии стал правнук, Николай Васильевич Безрядин, известный в Новосибирске журналист (с 1961-го до 1987 года был редактором газеты «Советская Сибирь»), который и предал её музею.


В год 100-летия революции главным экспонатом музея могла стать пряжка для ремня с изображением царского герба. Прямая «свидетельница» далёких исторических событий, потому что принадлежала матросу российского флота, который служил телеграфистом на «Авроре» в Петрограде. После революции несколько матросов с «Авроры» были отправлены в Новониколаевск для организации первой в Сибири Закаменской радиостанции. Фамилии владельца пряжки, к сожалению, не сохранилось.


А фуражка офицера бронетанковых войск с чёрным бархатным околышем в своё время спасла жизнь фронтовику Степану Захаровичу Щурикову. Воевать он ушёл в первый месяц войны, после школьного выпускного вечера. Сначала его направили в Лепельское военное училище, а в начале 42-го — на Ленинградский фронт. Далее были Карельский фронт, 4-й Украинский, где Щуриков командовал батарей. Войну он окончил в Чехословакии. После войны служил на Западной Украине. Однажды на лесной дороге его остановили бандеровцы. Однако взглянув на черный околыш, отпустили со словами: «А, артиллерист — проезжай!».


А как у них?


Музей разбитых сердец (Загреб)

Здесь собраны экспонаты, связанные с несчастливой любовью, любовными страданиями и расставаниями, угасшими чувствами. Основан музей в 2006 году парой, которая решила прервать свои отношения. Но что было делать с множеством безделушек, валентинок, фотографий, которые несколько лет связывали пару? Пополнять коллекцию экс-влюблённым помогали друзья, а позже присоединились и совершенно незнакомые люди.
Среди экспонатов музея есть не только банальные и всем привычные предметы. Так, ветеран войны подарил музею… протез ноги, который «пережил» его любовь. А вот что было в сопроводительной записке к разбитому садовому гному (на фото): «В день нашего развода он сбил гнома, въехав в наш сад на своей новой машине. Гном описал дугу в воздухе и врезался в лобовое стекло».


Музей лжи (Германия)


Единственный музей в мире, где все экспонаты подделка, обман и ложь, а его девиз — «Не верьте глазам своим». Музей располагается в здании, которое выглядит как 200-летнее старинное строение, на самом деле построено недавно. На входе посетителям предлагают отведать эликсир вечной молодости (но это всего лишь чай) и «вкусный» (пластиковый) торт.


Директор музея, в прошлом известный в стране художник и диссидент Рейнхард Цабка, убеждён, что грань между правдой и ложью в жизни часто бывает размытой, и это особенно актуально в сфере искусства, ведь искусство само по себе иллюзия. Кто-то считает его гением и весёлым человеком, а кто-то — сумасшедшим. Обходя 10 комнат музея, можно увидеть швабру, принадлежавшую отцу Сталина, отрезанное ухо Ван Гога, радио с «Титаника» и усы Гитлера.


Катакомбы капуцинов (о. Сицилия)


В XVI веке монахи-капуцины обнаружили в погребе монастыря содержащийся в воздухе консервант, способствующий бальзамированию тел. Сначала в катакомбах хоронили монахов, а позже, вплоть до XIX века, они стали самым престижным погребальным местом сицилийской знати. Для повышенной сохранности тела просушивали в специальной комнате в течение восьми месяцев, после натирали уксусом, одевали в одежды и развешивали по стенам катакомб, в редких случаях клали в гроб. Всеобщему обозрению предоставлено более 8 тыс. мумий.


Разветвлённые коридоры катакомб разделены на отсеки: залы мужчин, женщин и детей, холл дев, священников и монахов, а также представителей различных профессий, в одном из них покоятся останки известного испанского живописца Диего Веласкеса.


Подготовила Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА

back
up