11.11.19

Большие победы маленьких детей

Как в Новосибирской области помогают детям с особенностями здоровья?

 


Эксперты бьют тревогу: с каждым годом увеличивается число детей, которым нужна поддержка врачей в первый год жизни. Что влияет на этот фактор (экология или качество жизни на планете?), ещё предстоит выяснить — но детям срочно нужна помощь! По данным минсоцразвития НСО, в ней нуждаются более трёх тысяч малышей в регионе, поэтому задача региональных реабилитационных центров — начать решать проблему как можно раньше.

Как справиться с «особенностями»?

Наталья, мама Кирилла: «Моему сыну два года. Он родился вполне здоровым, в роддоме сказали, что с ним всё хорошо. Где-то с пяти месяцев я стала обращать внимание, что он на меня не реагирует — на мою речь. Но в поликлинике мне сказали, что не надо бить тревогу, ребёнок нормально развивается. В год он не говорил и меня не слышал. Мог играть с игрушками, ему что-нибудь скажешь, он не дослушает, пойдёт заниматься своими делами. Мы начали ходить по разным врачам, никто не ставил диагноз. Тогда мне посоветовали приехать в Первомайку — в этот реабилитационный центр. Тут не ставят диагноз. Здесь начинают корректировать проблему, которая есть у ребёнка. Мне сказали, что, возможно, у сына расстройство аутистического спектра и нужно, чтобы этот диагноз подтвердил специалист, а пока, чтобы не терять время, с Кириллом начали заниматься. Мы сюда второй месяц ходим, и у него заметное улучшение. Он ещё не говорит, но начал слышать меня».

 

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Первомайского района — пионер в движении раннего консультирования. Сюда привозят детей со всего Новосибирска, чтобы «купировать» у них первые признаки возможных «отклонений от нормы». Хотя, как говорит руководитель центра Евгений Целиков, «сейчас вообще не понятно, что такое норма, все понятия размылись».

 

— Мы работаем в этом направлении уже десять лет, — рассказал Евгений Целиков. — И наша задача — не столько поставить диагноз, сколько попытаться усилить у ребёнка его слабую сторону. Поэтому к нам приезжают на реабилитацию не только дети с РАС или синдромом Дауна, но и с минимальными отклонениями в здоровье. Мы должны научить их главным «функциям» в ежедневных жизненных ситуациях — самостоятельно одеваться, соблюдать правила гигиены, повысить коммуникативные навыки, адаптироваться в обществе.
Как отметила заместитель министра труда и социального развития НСО Ольга Потапова, в основе деятельности службы лежит оказание ранней помощи не только детям с имеющимися ограничениями жизнедеятельности, но и тем, кто находится в группе риска.

 

— Комплексная работа с семьёй позволяет повысить эффективность услуг ранней помощи, создать максимально качественные условия для профилактики инвалидизации детей, — подчеркнула замминистра. — Большинство детей с задержками в развитии справляются со своими «особенностями» на начальном этапе — разумеется, с помощью команды компетентных специалистов.

Дайте краски и кисточку!

Ирина, мама Михаила: «Я сразу поняла, что с Мишей что-то не так. Хотя мне все врачи и родственники говорили, что я раньше времени паникую, что ребёнок обычный, просто у него характер такой. Он очень моторный, не умел концентрировать своё внимание на чём-то одном, легко впадал в раздражение, не мог играть с мелкими игрушками. И мне посоветовали приехать сюда на консультацию. После обследования нам сказали о диагнозе и предложили реабилитацию. Мы проходим курс массажа, занятия по мелкой моторике, занимаемся на специальных тренажёрах, у сына стабильно хорошее настроение, он начал завязывать шнурки на ботинках — это для нас большая победа».

 

Как рассказала заведующая отделением ранней помощи Татьяна Малышева, в центре, после углублённой междисциплинарной оценки ребёнка и его семьи, формируется «Индивидуальная программа ранней помощи». Она предусматривает разработку стратегии — как комплексно помочь ребёнку и его семье? В команду «спасателей» входят врач-педиатр, психоневролог, логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и, конечно, родители ребёнка. Потому что, по оценкам специалистов, иногда именно семья является главным «тормозом» в развитии ребёнка.

 

— Вот типичная ситуация, спрашиваю у мамы на консультации: как вы кормите своего трёхлетнего сына? — приводит пример Татьяна Малышева. — С ложки, мне отвечают. Не надо кормить ребёнка после года с ложки! Дайте ему самостоятельность, пусть он весь перепачкается, но начнёт делать что-то! А как он разовьёт все эти жизненные навыки, если ему не дают? А ещё не дают детям рисовать красками: мол, кисточку в руках держать не может. Но как он её будет держать, если никогда не делал этого? Очень часто родители пропускают такие «звоночки», потому что им удобнее и быстрее за ребёнка всё сделать самим.

 

В этом центре родителей учат принимать диагноз ребёнка и помогать, а не вставлять «палки в колёса» будущей адаптации и социализации своих детей. Кстати, здесь есть уникальная группа, которая позволит малышу успешно адаптироваться в детском саду — в ней занимаются дети от 2,6—4 лет, уже прошедшие службу ранней помощи. Здесь они приобретают навыки самообслуживания, взаимодействия с педагогами и с другими детьми. Результаты отличные, практически все выпускники этой группы потом «поступают» в детский сад.

 

К сожалению, детей, нуждающихся в такой помощи, в регионе много, а центров ещё мало. Да и родители зачастую не знают, что они и их дети имеют право на раннюю помощь. Поэтому и был создан реестр организаций, оказывающих подобные услуги: их адреса и телефоны можно узнать на сайте министерства труда и социального развития

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
404

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up