А мы пойдём каким путём?
Проект бюджета области на 2020 год представили на публичных слушаниях, сейчас его рассматривают все комитеты заксобрания.
Спикер заксобрания Андрей Шимкив и председатель бюджетного комитета Александр Морозов на публичных слушаниях по бюджету.
21 октября документ был единодушно одобрен правительством области, 25 октября внесён в заксобрание, 29 октября на него было получено положительное заключение Минфина РФ.
Открывая слушания, спикер заксобрания Андрей Шимкив напомнил, что в прошлом году ко второму чтению бюджета поступило около 300 поправок, и депутатский корпус все их профессионально отработал.
— Мы стали больше обращать внимания не только на расходную часть бюджета, но и на доходную, — отметил он. — Я предлагаю всем присутствующим подумать над тем, как увеличить доходы бюджета, а не только как их потратить.
Как рассказал министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко, доходы областного бюджета в 2020 году, согласно проекту, составят 172,8 млрд рублей, расходы — 177,5 млрд рублей. Планируемый прирост собственных доходов — более 10 млрд рублей. Источниками пополнения доходной части бюджета должны стать экономический рост (что повысит налогооблагаемую базу), увеличение нормативов зачисления в областной бюджет акцизов на нефтепродукты, изменение ставок акцизов, повышение регионального коэффициента рынка труда.
Запланирован прирост всех приоритетных расходов бюджета. Общая сумма, которую предполагается на них направить, — 129,4 млрд рублей. Около 25 млрд составят федеральные трансферты. Наиболее весомая прибавка предполагается на дотации местным бюджетам, меры социальной поддержки, финансовую помощь АПК и софинансирование крупных инфраструктурных проектов. Рост обязательств по софинансированию с федеральным бюджетом составит 21%, преимущественно это связано со строительством крупных объектов. Солидные суммы закладываются в резервный фонд на создание «подушки безопасности» для софинансирования дополнительных федеральных субсидий, если они поступят. Несколько сокращаются расходы на строительство школ, так как область ударно поработала в этом направлении в 2019 году, зато финансово усиливаются направления по строительству детских садов и ФАПов.
Говоря о состоянии межбюджетных отношений, министр отметил тенденцию к большей финансовой самостоятельности муниципалитетов. Им передана часть нормативов по упрощённой системе налогообложения, что, по словам Виталия Голубенко, позволит им теснее работать с малым и средним предпринимательством. С 2020 года им будет передана часть транспортного налога, что повысит оперативность работы по управлению муниципальным дорожным комплексом. Кроме того, муниципалитеты всё активнее принимают решения о замене части дотаций на норматив отчислений по НДФЛ.
Проект областного бюджета надёжно сбалансирован, хорошо синхронизирован с прогнозом социально-экономического развития региона и в целом исполняется достаточно уверенно, отметил министр. 86% расходов обеспечено собственными ресурсами. С другой стороны, достаточно финансово самостоятельные регионы не могут рассчитывать на существенную дотационную (нецелевую) поддержку из федерального бюджета. Поэтому у региона нет другого пути, кроме как развивать экономику, стимулировать инвестиционную деятельность, внедрять новые технологии. А эти вызовы непреодолимы без конструктивного диалога между властью, бизнесом и населением, подчеркнул Виталий Голубенко.
Вопросы депутатов министру касались главных тем для многих территорий — исполнения наказов избирателей, программ «Чистая вода» и «Газификация», медицинских кадров, строительства поликлиник.
Детальное обсуждение доклада открыл глава рабочего посёлка Кольцово Николай Красников. В своём выступлении он сделал особый акцент на набирающей силу тенденции передачи муниципалитетам части налогов. Он позитивно отозвался об этом тренде, отметив, что реальное наполнение местных бюджетов добавит активности территориям.
Ситуацию с наполнением бюджетов муниципальных районов на примере своей территории прокомментировал глава Колыванского района Евгений Артюхов. Он положительно оценил объём ассигнований, отметив, что эта сумма вполне позволяет обеспечить жизнедеятельность района и его развитие.
Ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления Александр Новиков отметил профессиональную работу над бюджетом, однако, по его мнению, проекту не хватает амбиций. Он предложил рассчитывать показатели на основе долгосрочной Стратегии развития области, в результате чего, возможно, приоритеты сместятся.
Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов, комментируя документ, высказал мнение: значительный прирост доходной части радует, но задач предстоит решить очень много.
— Хорошо, что в бюджете нашлось место для роста социальных расходов, — отметил он. — Это строительство и реконструкция новых объектов здравоохранения, школ, спортивных сооружений, причём не только глобальных, таких как ледовый дворец или волейбольный центр, но и тех, что запланированы в сельской местности. Особо завышенных ожиданий у нас нет, бюджет напряжённый по наполнению, но самое главное, что он демонстрирует динамику развития.
Председатель бюджетного комитета перечислил ряд направлений, на которые сделан акцент в рекомендациях публичных слушаний. В числе наиболее значимых — укрепление материальной базы здравоохранения, включая строительство онкоцентра и перинатального центра, а также более чёткое обозначение финансирования программы «Чистая вода».
Александр Морозов подчеркнул: публичные слушания проводятся «не для галочки» — чаще всего предложения, которые возникают в их ходе, в дальнейшем превращаются в поправки.
В первом чтении законопроект о бюджете будет рассмотрен на ноябрьской сессии. После этого начнётся работа над поправками, число которых, как показывает практика прошлых лет, может насчитывать несколько сотен. В декабре депутатам предстоит принять документ во втором и третьем чтениях — закон о бюджете является единственным принимаемым областным парламентом в трёх чтениях.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА