10.10.19

Аферисты: перезагрузка

Новые схемы мошенников — «бесплатные адвокаты», охота за паспортами и вирусы-грабители

 

С ростом технического прогресса постоянно совершенствуют свои навыки и те, кто, используя новые возможности и спекулируя на доверчивости и простосердечии граждан, с азартом обирает их карманы/мобильные счета/банковские карты. По мере того как становится широко известно о том или ином виде мошенничества, предприимчивые злоумышленники тут же изобретают новые.

Минюст опровергает

Всё популярней в последнее время становятся схемы, когда аферис­ты выдают себя за представителей государственных структур.

Министерство юстиции Новосибирской области недавно официально заявило об участившихся случаях мошенничества, связанных с услугами якобы бесплатных адвокатов, и призвало жителей быть бдительными.

В областном минюсте сообщили, что в федеральное министерство поступило более 3 000 заявлений из разных регионов с просьбой предоставить бесплатного адвоката для представления интересов обратившихся как потерпевших в уголовном судопроизводстве. Масса подобных обращений поступила и в Следственный комитет РФ.

Суть мошенничества: неизвестные связываются с гражданами по телефону, представляются следователями каких-либо органов, сообщают о возможности возместить стоимость услуг адвоката, а также получить моральную компенсацию за приобретённые фальсифицированные биологически активные добавки. Для этого предлагается направить в Минюст РФ или другие федеральные ведомства заявление с просьбой предоставить бесплатного государственного адвоката для представления интересов граждан в уголовном судопроизводстве. Впоследствии авторам таких заявлений звонят некие люди, представляются адвокатами и под различными предлогами сообщают о необходимости перевести деньги через какие-либо платёжные системы. При этом, используя технические средства, мошенники изменяют номер вызывающего абонента на номер Минюста РФ. Территориальные органы МВД России сейчас проводят проверку полученных от граждан заявлений, прокуратура установила дополнительный контроль за её результатами.

Минюст предупреждает: если вам предлагают направить деньги якобы на счета судов и других госучреждений посредством систем быстрых денежных переводов, будьте уверены, что имеете дело с мошенниками. Сотрудники Минюста РФ и прочих федеральных органов власти либо правоохранительных структур к таким звонкам отношения иметь не могут.

Налог на доверчивость

Ещё один популярный способ «разводки» граждан — от имени налоговых органов. Учитывая, что кампания по уплате имущественных налогов сейчас в самом разгаре, ФНС советует гражданам быть внимательнее — мошенники активно осваивают и эту сферу. Собственникам имущества рассылаются поддельные уведомления об уплате имущественных налогов. В них указываются реквизиты расчётного счёта в каком-либо коммерческом банке, на который требуется перевести средства для уплаты задолженности. Сделав это, с долгами вы не рассчитаетесь, зато пополните кошелёк мошенников.

ФНС сообщает: настоящие счета, куда перечисляются средства, уплачиваемые в качестве налогов, а также пеней и штрафов, находятся в управлении Федерального казначейства и не могут быть открыты в коммерческих банках.

Налоговая служба рекомендует информацию о начисленных налогах уточнять с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и напоминает: те, кто имеет личный кабинет, налоговые уведомления в письменной форме не получают, если заранее не попросили их сохранить.

Номер с паспортом

Мошенники, звонящие от имени сотовых операторов, стали «достойными» соперниками жуликам, «разводящим» людей от имени банков. Теперь эти нечистые на руку охотники до чужих денег взяли на вооружение российское законодательство — точнее изменения, недавно внесённые в закон РФ «О связи». Они гласят, что операторы сотовой связи обязаны проверять достоверность паспортных данных абонентов. Если такое подтверждение не будет получено, оператор приостановит предоставление услуг.

Мошенники, пользуясь тем, что такие нововведения действительно имеют место, рассылают гражданам SMS-уведомления якобы от оператора связи, где, ссылаясь на требования закона, просят отправить скан паспорта на определённый адрес, угрожая в противном случае заблокировать номер. Если абонент даже решит проверить информацию об изменениях в закон с помощью интернета, он убедится в том, что коррективы действительно есть. После этого человек часто без колебаний отправляет свои паспортные данные неизвестно кому. В результате последствия могут быть очень печальными.

Например, на ваше имя возьмут кредит в какой-нибудь не очень придирчивой к клиентам микрофинансовой организации. Или зарегистрируют юридическое лицо, через которое зай­мутся отмывкой денег или ещё какими-то не очень законными операциями.

Имейте в виду: положение о проверке данных абонентов в законе действительно есть. Однако в отношении подавляющего большинства клиентов сотовые компании это делают самостоятельно. Если же необходимость в идентификации клиента действительно возникает, ему предлагают либо лично явиться в офис с паспортом, либо заполнить специальную форму на сайте компании. В любом случае, вы всегда можете позвонить в службу поддержки сотового оператора и задать все интересующие вас вопросы.

Звонки без ответа

Набирает популярность ещё один вид мошенничества с помощью телефона. Вам звонят с незнакомого номера и тут же сбрасывают звонок. Потом ещё и ещё раз. Вы решаете, что кто-то никак не может вам дозвониться по очень важному делу, и перезваниваете сами. И тут же с вашего счёта списывается определённая сумма — вплоть до нескольких тысяч рублей.

Мошенники покупают такие номера, заключают с операторами договоры о платных звонках и начинают прозвон граждан. Жертвами становятся самые обязательные и вежливые, не позволяющие себе кому-либо не ответить. Поэтому всё-таки на моментально сбрасываемые звонки лучше не отвечать. Кому надо дозвониться — тот обязательно это сделает. Если же «развод» мошенникам удался, вернуть деньги вряд ли получится: вы перезванивали им сами, добровольно, так что доказать факт мошенничества будет очень сложно.

Ещё одна разновидность мобильного мошенничества: вам звонит человек, который представляется сотрудником вашей сотовой компании, говорит, что он якобы проверяет качество связи, и предлагает для её проверки набрать какую-то комбинацию цифр и символов. Если вы это сделаете, мошенники получат доступ к вашей сим-карте и, соответственно, всем средствам, которые на ней находятся.

Счёт по нулям

О том, как не стать жертвой мошенничества с банковскими картами, неоднократно рассказывали и СМИ, и официальные источники Центробанка. Речь о sms-сообщениях типа «Ваша банковская карта заблокирована, для снятия блокировки позвоните по телефону…» Если вы это сделаете, аферисты начнут диктовать вам действия, включая сообщение им информации о банковской карте, что якобы необходимо для снятия блокировки. В результате вы можете открыть мошенникам доступ к вашей карте, и её обнуление не заставит себя ждать.

Поскольку эта нехитрая схема уже стала довольно известна, предприимчивые жулики активно её модифицируют. Один из популярных вариантов: с номера 900 (известного как служба поддержки клиентов крупного банка) приходит сообщение, что с вашей карты будет совершён перевод определённой суммы, вам нужно подтвердить это действие, в противном случае через 600 секунд это произойдёт автоматически. Как правило, человек начинает паниковать, и тут приходит «спасение» — ему звонит «сотрудник банка» и сообщает: с его картой нехорошие люди пытаются совершить мошенничество, и, чтобы его предотвратить, необходимо назвать код из sms, которое придёт владельцу карты. Далее всё по старой схеме — счёт обнуляется в пользу псевдобанкиров. Тонкость в том, что сообщения и звонки идут не с номера 900, — вместо нулей аферисты используют буквы «О», поэтому нужно повнимательнее приглядываться к написанию.

Запомните: настоящие сотрудники вашего банка о картах клиентов и так всё, что им нужно, знают, поэтому никому ничего сообщать нельзя ни в коем случае. Есть сомнения в том, что с картой всё в порядке, — звоните в службу поддержку банка сами.

Ты туда не ходи…

Ещё один способ грозит опустошением счёта пользователям услуги «мобильный банк», которых сейчас едва ли не столько же, сколько владельцев смартфонов. Мошенники рассылают сообщения с предложением загрузить «открытку», «подарок» и пр. Для этого надо пройти по предлагаемой интернет-ссылке. Если пользователь это сделает, в смартфон попадает вирус, который может самостоятельно проводить какие угодно манипуляции с вашим мобильным банком, привязанным к номеру телефона, включая снятие средств в пользу аферистов.

Для того чтобы обезопасить себя от этого, следует позаботиться о надёжном антивирусе, подключить sms-оповещения о движении средств на карте, а самое главное — не ходить туда, куда вас посылают неизвестные.

Надёжнее всего, конечно, вообще не производить действия с финансами со смартфонов, но сегодня для большинства их владельцев это трудноосуществимо.

Татьяна МАЛКОВА / Фото Валерия ПАНОВА

back
724

Материалы по теме:

26.08.20 Никогда не перезванивайте!

В Новосибирской области значительно выросло число преступлений, совершаемых мошенниками. Чаще всего они похищают деньги с банковских карт и счетов. Как обезопасить себя?

03.06.20 За белым кроликом

Сегодня мы всё стали чаще совершать покупки онлайн и рассчитываться в магазинах бесконтактным способом. Как при этом не попасться в сети мошенников?

22.01.20 «Яблоко» развода

От действий мошенников пострадали несколько сотен новосибирцев, заказавшие в магазине айфоны по заниженным ценам

17.10.19 За чей счёт банкет?

Мошенники обирают людей, обещая «социальные выплаты»

09.09.19 Договор на обман

В Новосибирске мошенники «разводят» стариков на кастрюли, пожарные сигнализации и лекарства «от всего»

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up