26.10.17

Алхимия действа

В «Старом доме» поставили холодящий кровь хоррор и одновременно гомерически смешной спектакль.

Один из самых загадочных текстов XIX века — роман «Господа Головлёвы», — повествующий о жизни семьи, в чьей истории отразилась целая Россия, стал лабораторией психологического театра. Накануне премьеры «Старый дом» приоткрыл завесу театральной кухни, пригласив журналис­тов и студентов НГТИ на репетицию и встречу с режиссёром. Увидеть, как работает Сергей Федотов, известный режиссёр, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, создатель и художественный руководитель пермского театра «У моста», дорогого стоит. Это третья по счёту работа режиссёра в «Старом доме». «Главный по МакДонаху», как называют Федотова за приверженность творчеству английского драматурга ирландского происхождения, поставил здесь две пьесы Мартина МакДонаха: третий сезон с успехом идёт «Сиротливый Запад», у «Калеки с острова Инишмаан» и вовсе десятилетняя история, оба спектакля в своё время получили премию «Парадиз» новосибирского Союза театральных деятелей. Продолжая традиции русского психологического театра, режиссёр обогащает его системой Михаила Чехова. Работа над спектаклем сопровождается погружением в историческую среду. За время репетиций актёры с режиссёром выпили литры кваса, съели не один килограмм огурцов и зелёного лука, несколько караваев чёрного хлеба и некоторое количество жареных пиявок — всё для того, чтобы стать полноценными Головлёвыми.


— Для меня не интересен просто психологический театр, это всегда квинтэссенция психологической жизни артиста на сцене. Как говорил Михаил Чехов, спектакль, в котором нет атмосферы, всё равно, что человек без души. Но атмосфера — это не свет или звук, а энергетика, которую излучает артист, захватывая всех в это электрическое поле, — поясняет Сергей Павлович.


Научиться излучать артисту помогают тренинги, направленные на развитие его психофизики. К примеру, затушить свечу движением собственной энергии: резким выбросом направленного в сторону огня пальца, но не касаясь его. Не у всех получается с первого раза. Если получилось, окружающие артисты устраивают овации, «впрыскивая в артиста энергию», которую он должен «выпить». Находясь рядом на сцене, Сергей Федотов задаёт движение актёров, сам крутится в танце дервиша, выбирает следующего для вращения и сжимает вокруг него хоровод рук, готовых подхватить в случае падения. При этом каждый из актёров остаётся интересен сам по себе, за каждым хочется наблюдать.
Его спектакли — своего рода гипнотический сеанс. Режиссёр-педагог утверждает, что артист должен уметь делать всё, обладать магнетической энергией, и в доказательство «приклеивает» к собственному лбу металлическую вилку, а потом и керамическое блюдце. Но главное — он умеет создавать иные миры, как и в истории с Головлёвыми, по непонятным причинам будто попавшими «в воронку непреодолимой энтропии и разрушения». Эта зияющая «чёрная дыра» на сцене затягивает смотрящего, вызывая холодок по коже. На сцене одновременно существуют и живые Головлёвы, и мёртвые — ушедшие в мир иной, но так и оставшиеся жить рядом.


— Так бывает и в обычной жизни: человек умирает, но близким кажется, что он всё ещё здесь… Я должен сделать так, чтобы зритель забыл, что он находится в театре. Метод позволяет не лгать на сцене. Энергия в спектакле — материальная вещь, она нарастает, накапливается внутри действа, это долгий путь, так ставится не спектакль, а целое направление. А потом актёры говорят, что и в других спектаклях играют иначе, — рассказывает Сергей Федотов. — Здесь очень хорошие артисты, прекрасная команда. Я в своей жизни поставил более 190 спектаклей и много где работал, но редко встретишь такой коллектив, как в «Старом доме», открытый к эксперименту. Мне очень нравится, как работает Халида Иванова, сильная профессиональная актриса, она умеет меняться. Уникальный человек и артист Анатолий Григорьев, он погружается в этот мир, сходит с ума, куда-то улетает, своего рода актёр-шизофреник, как и я режиссёр-шизофреник.


Сергей Федотов утверждает, что «Господа Головлёвы» очень человечный роман. Иудушка, представленный школьной программой как абсолютное зло, на самом деле страдает и в конце концов раскаивается. «Наш спектакль о добре, о том, что нельзя в себе прятать человеческое, нельзя его душить, нужно уметь услышать. Это наше обращение к зрителям: любите ближних, любите родителей, мам, пап, любите свои семьи! Кто нарушает божественные заповеди, того жестоко наказывает жизнь. В нашем спектакле мы затрагиваем несколько тем, в том числе, что есть вера искренняя и вера фальшивая», — погружает в сверхзадачу Сергей Федотов.


Легендарный режиссёр, один из лучших современных российских интерпретаторов классики, все свои спектакли ставит в жанре трагикомедии. Вот и в «Головлёвых» обещаны «мистика чарующего деревенского быта, юмор и карнавал, гротескные колоритные характеры, способные ужасать и гомерически смешить одновременно».
Возрастное ограничение спектакля «Господа Головлёвы»: 16+. Премьера состоится 26 и 27 октября.

 

Марина ШАБАНОВА

back

В Заксобрании

18.01.18
62

Почти миллиард рублей был направлен в 2017 году на улучшение водоснабжения Новосибирской области. Но насколько эффективно он потрачен?

18.01.18
54

Только к 2021 году планируется обеспечить 100-процентую доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

17.01.18
67

Депутаты заксобрания не оставляют надежды узаконить лов рыбы сетями на заморных озёрах.

Политика

18.01.18
58

Определились все участники кампании по выборам президента, которые смогут продолжить борьбу.

11.01.18
193

Социальную поддержку сегодня получают более 830 тысяч жителей Новосибирской области. Какие новые меры соцподдержки появятся в 2018 году?

11.01.18
186

Как консервативная отрасль экономики может стать инновационной?

Экономика

17.01.18
59

13 января врио губернатора Андрей Травников познакомился с Коченёвским районом. Его сопровождали председатель заксобрания НСО Андрей Шимкив и депутаты, представляющие район в заксобрании, — Александр Морозов и Валентин Сичкарёв.

11.01.18
180

Особенность торговой сферы Новосибирской области — ни одна другая из отраслей экономики не даёт региону столько рабочих мест.

11.01.18
190

Добываем, производим, продаём: за счёт чего Новосибирской области удалось обогнать по темпам развития другие регионы?

Общество

18.01.18
73

Белая медведица Шилка в Осаке обзавелась поклонниками и подружила новосибирцев с японцами.

18.01.18
54

В канун праздника Крещения особое внимание уделяется проверке купелей, в которых будет проходить традиционный обряд купания.

18.01.18
79

Близится к концу первый этап реконструкции дома, где находилась контора инженера Будагова, одного из основателей будущего Новосибирска.

Культура

18.01.18
236

Мюзикл о любви, бессмертии и ценности человеческой жизни собирает аншлаги в Новосибирском музыкальном театре.

17.01.18
78

Дом по улице Ленина, 11 и сегодня привлекает внимание богатым декором наличников. Но это копии, а подлинник хранится в музее истории архитектуры Сибири.

17.01.18
87

Блогер из Омска снял серию мини-фильмов о новосибирских музеях.

Спорт

15.01.18
83

В клубе «Мир Бокса» прошло первенство Новосибирской области по боксу среди юношей 2004—2005 годов рождения.

29.12.17
114

Вспышки новых звёзд на спортивном небосклоне и яркий свет побед признанных мастеров, впечатляющие достижения и острые дискуссии — «Ведомости» составили свой рейтинг спортивных событий и людей 2017 года.

21.12.17
112

В Новосибирске прошёл крупный межрегиональный турнир
по кикбоксингу.

x

Сообщите вашу новость: