26.10.17

Алхимия действа

В «Старом доме» поставили холодящий кровь хоррор и одновременно гомерически смешной спектакль.

Один из самых загадочных текстов XIX века — роман «Господа Головлёвы», — повествующий о жизни семьи, в чьей истории отразилась целая Россия, стал лабораторией психологического театра. Накануне премьеры «Старый дом» приоткрыл завесу театральной кухни, пригласив журналис­тов и студентов НГТИ на репетицию и встречу с режиссёром. Увидеть, как работает Сергей Федотов, известный режиссёр, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, создатель и художественный руководитель пермского театра «У моста», дорогого стоит. Это третья по счёту работа режиссёра в «Старом доме». «Главный по МакДонаху», как называют Федотова за приверженность творчеству английского драматурга ирландского происхождения, поставил здесь две пьесы Мартина МакДонаха: третий сезон с успехом идёт «Сиротливый Запад», у «Калеки с острова Инишмаан» и вовсе десятилетняя история, оба спектакля в своё время получили премию «Парадиз» новосибирского Союза театральных деятелей. Продолжая традиции русского психологического театра, режиссёр обогащает его системой Михаила Чехова. Работа над спектаклем сопровождается погружением в историческую среду. За время репетиций актёры с режиссёром выпили литры кваса, съели не один килограмм огурцов и зелёного лука, несколько караваев чёрного хлеба и некоторое количество жареных пиявок — всё для того, чтобы стать полноценными Головлёвыми.


— Для меня не интересен просто психологический театр, это всегда квинтэссенция психологической жизни артиста на сцене. Как говорил Михаил Чехов, спектакль, в котором нет атмосферы, всё равно, что человек без души. Но атмосфера — это не свет или звук, а энергетика, которую излучает артист, захватывая всех в это электрическое поле, — поясняет Сергей Павлович.


Научиться излучать артисту помогают тренинги, направленные на развитие его психофизики. К примеру, затушить свечу движением собственной энергии: резким выбросом направленного в сторону огня пальца, но не касаясь его. Не у всех получается с первого раза. Если получилось, окружающие артисты устраивают овации, «впрыскивая в артиста энергию», которую он должен «выпить». Находясь рядом на сцене, Сергей Федотов задаёт движение актёров, сам крутится в танце дервиша, выбирает следующего для вращения и сжимает вокруг него хоровод рук, готовых подхватить в случае падения. При этом каждый из актёров остаётся интересен сам по себе, за каждым хочется наблюдать.
Его спектакли — своего рода гипнотический сеанс. Режиссёр-педагог утверждает, что артист должен уметь делать всё, обладать магнетической энергией, и в доказательство «приклеивает» к собственному лбу металлическую вилку, а потом и керамическое блюдце. Но главное — он умеет создавать иные миры, как и в истории с Головлёвыми, по непонятным причинам будто попавшими «в воронку непреодолимой энтропии и разрушения». Эта зияющая «чёрная дыра» на сцене затягивает смотрящего, вызывая холодок по коже. На сцене одновременно существуют и живые Головлёвы, и мёртвые — ушедшие в мир иной, но так и оставшиеся жить рядом.


— Так бывает и в обычной жизни: человек умирает, но близким кажется, что он всё ещё здесь… Я должен сделать так, чтобы зритель забыл, что он находится в театре. Метод позволяет не лгать на сцене. Энергия в спектакле — материальная вещь, она нарастает, накапливается внутри действа, это долгий путь, так ставится не спектакль, а целое направление. А потом актёры говорят, что и в других спектаклях играют иначе, — рассказывает Сергей Федотов. — Здесь очень хорошие артисты, прекрасная команда. Я в своей жизни поставил более 190 спектаклей и много где работал, но редко встретишь такой коллектив, как в «Старом доме», открытый к эксперименту. Мне очень нравится, как работает Халида Иванова, сильная профессиональная актриса, она умеет меняться. Уникальный человек и артист Анатолий Григорьев, он погружается в этот мир, сходит с ума, куда-то улетает, своего рода актёр-шизофреник, как и я режиссёр-шизофреник.


Сергей Федотов утверждает, что «Господа Головлёвы» очень человечный роман. Иудушка, представленный школьной программой как абсолютное зло, на самом деле страдает и в конце концов раскаивается. «Наш спектакль о добре, о том, что нельзя в себе прятать человеческое, нельзя его душить, нужно уметь услышать. Это наше обращение к зрителям: любите ближних, любите родителей, мам, пап, любите свои семьи! Кто нарушает божественные заповеди, того жестоко наказывает жизнь. В нашем спектакле мы затрагиваем несколько тем, в том числе, что есть вера искренняя и вера фальшивая», — погружает в сверхзадачу Сергей Федотов.


Легендарный режиссёр, один из лучших современных российских интерпретаторов классики, все свои спектакли ставит в жанре трагикомедии. Вот и в «Головлёвых» обещаны «мистика чарующего деревенского быта, юмор и карнавал, гротескные колоритные характеры, способные ужасать и гомерически смешить одновременно».
Возрастное ограничение спектакля «Господа Головлёвы»: 16+. Премьера состоится 26 и 27 октября.

 

Марина ШАБАНОВА

back
16

В Заксобрании


19.04.18
153

За время обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз.

19.04.18
110

Ещё не успев толком начаться, дорожно-строительный сезон во многих районах области оказался под угрозой срыва.

19.04.18
154

Один из самых ожидаемых и обсуждаемых законопроектов — об управлении госсобственностью — вынесен на сессию заксобрания для принятия в первом чтении.

Политика


10.04.18
278

Разъясняем вступающее в силу законодательство о волонтёрской деятельности.

19.03.18
619

Пьяное «минирование» и голосование по ксерокопии — чем ещё был отмечен в Новосибирской области день выборов.

14.03.18
661

Кампания по выборам президента РФ вышла на финишную прямую. «Ведомости» представляют кандидатов на высший пост государства в цифрах и фактах.

Экономика


19.04.18
190

Насколько инновационна экономика Новосибирской области, сколько людей в регионе можно отнести к среднему классу и почему не работает модель государственного управления на местном уровне?

09.04.18
360

Новосибирцы перестали доверять банковским вкладам и берут новые кредиты, чтобы рассчитаться за старые.

27.03.18
461

Какие показатели социально-экономического развития в 2017 году у Новосибирской области и как мы выглядим на фоне других регионов?

Общество


23.04.18
70

На субботник вышли почти 100 тысяч новосибирцев, в их числе — и журналисты «Ведомостей».

20.04.18
131

Советскому району Новосибирска исполнилось 60 лет.

19.04.18
256

Конкурс, придуманный в Новосибирской области, теперь проходит во всех регионах России.

Культура


23.04.18
58

Заслуженный артист России Владимир Лемешонок и Новосибирский симфонический оркестр с проектом «Эгмонт» (Бетховен/Гёте) в ГКЗ им. Каца, профессор ТПГУ Валентина Головчинер с лекцией о Маяковском на «Открытой кафедре» и другие события недели. С 26 апреля. Выбирайте!

20.04.18
124

Романтическая опера на сюжет великого Данте открыла серию одноактных постановок на малой сцене НОВАТа.

16.04.18
157

Посмотреть эстампажи петроглифов в краеведческом музее, услышать шедевры русской оперы в филармонии. Что ещё можно сделать с 19 апреля? Выбирайте!

Спорт


20.04.18
127

Международный танцевальный турнир «Столица Сибири» вышел на ещё более высокий уровень.

10.04.18
289

Всероссийские соревнования по синхронному плаванию в третий раз прошли в Новосибирской области.

03.04.18
416

Всероссийские соревнования, давно ставшие международными, в 23-й раз прошли в Новосибирске.

x

Сообщите вашу новость: